Бестиарий

Ангелы

Обычно об Ангелах упоминается в еврейских, христианских и мусульманских религиозных текстах. Поскольку ангеловедение относится больше к теологии, чем к символоведению, ограничимся только некоторыми аспектами этой проблемы. Употребляемое в подлиннике ветхозаветной части Библии слово мал'ахим (провозвестники) на греческий язык было переведено как angeloi (лат. angeli) и при этом первоначально истолковывалось как персонификация изволений Божьих, а затем как члены небесного воинства, принадлежащие ко Граду Божию и находящиеся по отношению друг к другу в строгой соподчиненности по многочисленным классам или чинам (херувимы, серафимы, престолы, господства, начала, власти, силы, архангелы, ангелы). Этот план расстановки небесных служб восходит к Дионисию (или Псевдо-Дионисию) Ареопагиту (ок. 500), он послужил основой для создания и теологического обоснования структуры небесных сфер как основы средневековой картины мира. В соответствии с этим планом, херувимы и серафимы ответственны за первотолчок (Primum mobile) и за сферу неподвижных звезд, престолы — за сферу Сатурна, господства — Юпитера, начала — Марса, власти — Солнца, силы — Венеры, архангелы — Меркурия, ангелы — Луны, ближайших к Земле небесных тел. В средневековых космологических представлениях фигурировали и иные ряды и взаимосвязи. Серафимы были описанные Исайей (vi, 2) как имеющие человеческую форму с добавлением трех пар крыльев. Их еврейское название — SHRPIM, и за исключением вышеупомянутого случая переводится как змии, и связано с глагольным корнем SHRP, разжигатель. Слово это употребляется для обозначения змиев в «Числах» и «Второзаконии». Моисей, по преданию, воздвиг в пустыне SHRP или Сераф из Меди как символ. Это светлый змий используется также и как символ Света. Сравнение с мифом об Эскулапе, врачующем божестве, который, по преданию, был привезен в Рим из Эпидаура как змий, и которого в статуях изображают с жезлом, вокруг которого обвилась змия. (Овид., «Метам.», кн. XV.) Серафимы «Ветхого Завета» связаны с Херувимами. В Каббале Серафимы — это группа ангельских сил, связанных с Сефирой Гебурой — Суровостью. Древневосточные изображения крылатых человекообразных фигур как воплощенных гениев и сверхъестественных существ оказали влияние на христианские представления об ангелах как о существах, снабженных крыльями, но в раннехристианском искусстве долго уклонялись от их изображения (видимо, чтобы избежать смешения с такими персонификациями античных языческих гениев, как Нике (Виктория), Глория и Агата Тюхе, счастливая судьба Цезаря). С 4 в. ангелы изображаются со священным сиянием — нимбом — и крыльями, часто в виде юношей в белых одеждах, с жезлами, лилиями, пальмовыми ветвями, огненными мечами (для изничтожения дьявола), курильницами, знаменами или трубами (для извещения о Страшном суде). Во времена средневековья и раннего Возрождения ангелы изображались андрогинами (двуполыми существами) или юноженственными. С 12 в. начинают распространяться изображения ангелов в виде крылатых голов (со смысловым значением бестелесности, бесплотности) детей (безгрешность), что находит свое окончательное идиллическое выражение в стиле барокко, где ангелы изображаются в виде младенцев. Херувимы часто изображаются с огненными мечами как стражи закрытого рая, а серафимы — как слуги при Престоле Господнем, архангел Гавриил — как фигура в сцене благовещения Марии, архангел Михаил — как воитель при опустевшем гробе Господнем против драконов по имени Люцифер и Уриэль; ангелы фигурируют и в изображениях, связанных с лестницей Иакова, в изображениях с очистительным огнем чистилища (Purgatorium) как проводники душ, направляющихся на небеса. В 19 в. было широко развито представление об ангелах-хранителях (в особенности с охранительной миссией по отношению к детям). Множество людей вплоть до современного времени сообщают об обнаружении Ангелов, помогающих людям при необходимости. Иногда они сообщают, что Ангел действительно избавил их от опасности. Иногда Ангелы ведут людей жертвенным путем, чтобы помочь им. Другие сообщения повествуют о том, что Ангелы появляются как вестники Бога, чтобы донести до людей божественные слова.

Вампиры

Вампиры практически неотличимы от людей и могут даже скрываться среди нас. Вы не можете узнать в человеке вампира до того, как он на вас нападет. Вы увидите, как появятся клыки… но уже будет слишком поздно. Вампиры — ночные создания. Прикосновение солнечного света уничтожает их. Чеснок и кресты отпугивают вампиров. Легенды рассказывают о различных путях уничтожения этих существ. Самые известные способы: сжигание на костре, отрубание головы и осиновый кол в сердце. В некоторых легендах говорится, что вампиры могут принимать облик других существ, например волка, летучей мыши, ворона и иногда — черного пса. Наиболее известным вампиром был граф Дракула. «Дракула — в восточноевропейском фольклоре воплощение «немертвого» вампира, кровососущего жуткого монстра; является также фантастическим литературным персонажем ирландского писателя Брэма Стокера (его часто экранизируемая ныне книга впервые появилась в 1897 г.). Прообразом легенды о вампирах является исторически засвидетельствованный человек, валашский борец против турецкого владычества Влад Тепеш, именовавшийся «дракулой» («сын Дракона»), который прославился своей жестокостью по отношению к туркам и собственным подданным. Его замок был разрушен в 1462 г. султаном Мехмедом Завоевателем, однако Влад Тепеш, который имел обыкновение пронзать колом всех, кто был ему не по нраву, продолжает жить в народной традиции Румынии. Эта память перемешалась с легендой, согласно которой некоторые погребенные возвращаются в мир живых и высасывают у них из вен эликсир жизни — кровь, в результате чего и последние становятся вампирами. Уже в 1745 г. в одной энциклопедии (И. X. Цедлер) выражено мнение, что это представление следует объяснять следующим образом: «Среди людей свирепствовала инфекционная болезнь, пораженные которой внезапно умирали. Однако поскольку такая болезнь возбуждала воображение и сопровождалась кошмарами, то людям казалось, будто их давят умершие и высасывают из них кровь».

Hosted by uCoz